Финляндия - страна хорошая, но ужасно скучная и дождливая. А чем еще можно заниматься, когда целый день дождь и новостей никаких? Ясное дело - пиво пить да рок играть. Лет двадцать назад финские группы были чем-то вроде говорящих обезьян. На них смотрели и не могли понять: то ли плакать, то ли смеяться? Но в середине 90-х годов Финляндия начала массированное на ступление на музыкальный мир. Это еще не горячие, но вполне теплые финские парни.
Apocalyptica
Четверо бузумных парней - Антеро Маннинен, Макс лилья, Ейкка Топпинен и Пааво Лотьенен - ворвались на музыкальную арену, играя композиции Metallica на виолончелях, и производили фурор. Такого еще не видывали. Участников, помимо любви к творчеству Metallica, объединяет обучение в Музыкальной академии имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. Они давно проводили эксперименты с "классическими" инстументами, пробуя сыграть на них что-нибудь роковое. И вот как-то жарким финским летом 1993 года им пришла в голову идея исполнить композицию любимой группы на виолончелях. Поначалу парни играли просто для своего удовольствия, но однажды, в 1995 году, после выступления в одном из хельсинских клубов, к ним подошел менеджер небольшой звукозаписывающей компании и предложил контракт на выпуск пластинки. плявился альбом "Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos". Как ни странно, но группа, что называется, попала в струю. Альбом разошелся тиражом в 250 000 экземпляров по всему миру. Группа много концертировала, не забывая радовать публику новыми шедеврами. Что интересно: от альбома к альбому количество композиций Metallica и других групп, нестандартное прочтение которых предлагала Apocalyptica, неуклонно уменьшалось. Если на втором альбоме, "Inquisition", было представлено лишь несколько композиций группы, а большую часть приходилась на каверы, то на третьей пластинке, "Cult", все было ровно наоборот. А на альбоме 2003 года под названием "Reflections" и вовсе обошлось без каверов. Кроме того, в записи этого диска принял участие Дэйв Ломбардо из Slayer.
The Rasmus
История взлета группы The Rasmus проста и симпотична. Четыре хороших парня (Лоури Олонен - вокал, Паули Рантазальми - гитары, Аэро Хейнонен - бас-гитара и Аки Хакела - ударные) встретились в середине 90-х, еще в школе. Поначалу доводили до экстаза одноклассниц, исполняя на школьных концертах композиции безумно популярной тогда Nirvana. Как-то, почувствовав, что дело может пойти дальше, ребята на очередных летних каникулах на стали бить баклуши, как обычно, а записали демо, которое попало в руки диджею одной из радиостанций, а тот взял и поставил эту помесь HIM и Savage Garden в эфир. Дальше все было, как в сериале. Изумленные зрители завалили радиостанцию письмами с просьбой рассказать о группе и поставить еще. Дальше был контракт с крупным записывающим лейблом, успех в родной Финляндии, отмеченный главной музыкальной премией "Emma", и завоевание остального мира. Очень умилительная история. Одним словом, девчонки, запасайтесь носовыми платками и несмываемой тушью: Rasmus идут!
Nightwis
Как гласит легенда, идея создать группу у Туомаса родилась в июльскую полночь 1996 года у походного костра. Отсюда и название – «Ночное желание». Первые три песни были акустическими и представляли собой гибрид «авторской» песни и толкиенистских завываний. В то время в группе было ещё два человека: Емму и красавица-вокалистка Тарья. Когда возникла необходимость в ударных, появился Юкка. Через пару недель репетиций группа переезжает в хорошую студию и лихо записывает семь композиций, которые вошли в альбом “Angels Fall First”. Воротилы из Spinefarm Records не только решились выпустить в пристойной форме уже записанный материал, но и подписали с группой контракт ещё на пять альбомов. Стиль группы с самого начала определяли как «мелодичный дум с женским вокалом». Это было настолько неопределённо, и отечественные торговцы, дабы не вводить в смущение потенциального покупателя, называли стиль просто: «дум с клавишами и бабами». Профессионально поставленный голос Тарьи стал своеобразной визитной карточкой группы. Остальные музыканты старались не отставать от неё. После ряда смен в составе группа добилась поразительно качественного и профессионально звучания. В 2000 году группу даже выдвинули на «Евровидение» - сомнительное достижение для металлиста. Вышедший в том же году альбом “Wishmaster” стал «золотым» в Финляндии.
HIM
Вилле Вало повезло. Он мог спокойно разговаривать со своими родителями «про это», ведь его отцу принадлежал настоящий секс-шоп! Примерный сын, Вилле частенько стоял за прилавком, помогая родителям. Так что, годам к пятнадцати, изучил весь арсенал эротических игрушек. Видимо, поэтому чувственная сторона любви, которая так притягивает менее везучих тинейджеров, совсем не волновала Вилле. Ему хотелось чего-то возвышенного, тайного и мистического. Когда в 1995 году он решил создать группу, то назвал её His Infernal Majesty («Его Адское Величество»), которое потом сократил до HIM.
Вот тут-то и дали о себе знать производственные травмы, полученные в детстве. Одни названия пластинок чего стоят: “666 Ways To Love” («666 способов любви») или “Greatest Lovesongs Vol. 666” («Лучшие песни о любви, выпуск 666»). Можно сказать, что именно в этот момент группа HIM совершила прорыв, прорубив окно в Европу для новой финской музыки. Если норвежские и шведские рок-коллективы играли преимущественно блэк-метал, рассчитанный на пару тысяч упёртых фэнов, то HIM придумали «дум для дам». Романтические тексты с лёгкой примесью цинизма, неземная грусть в глазах вокалиста, - и девушки оказались у ног первой финской супергруппы.
The 69 Eyes
В начале 90-х все кому не лень занялись смешиванием стилей, тогда-то на свет появилась группа The 69 Eyes. Музыка их представляла собой жгучую смесь панка и металла. Дела шли неплохо, и к концу 90-х годов команда насчитывала в своём активе четыре больших альбома и множество синглов.
Смесь депрессии и напора настолько понравилась слушателям, что The 69 Eyes стали называть не иначе как идеологами панк- и глэм-рока. Популярность группы вышла за пределы края тысячи озёр. Даже в Японии был организован фан-клуб The 69 Eyes. Концерты, интервью, поклонники, - казалось, ничто не предвещает грозы. Но гром грянул. Неожиданно в 1997 году без объявления причин группа объявляет о творческом отпуске и прекращает всяческую деятельность.
Кризис The 69 Eyes для всех стал неожиданностью, группа выпала из поля зрения публики. Как это бывает, о группе стали постепенно забывать. Дошло до того, что лидер группы Юрки шатался по хельсинским барам и предлагал послушать альбом едва ли не каждому встречному. Тут ему и подвернулся наш старый знакомец Вилле Вало. Он послушал и оценил новое творение The 69 Eyes. Стало понятно, что для группы настал переломный момент: она либо триумфально возвращается, либо уходит навсегда. «69 глазам» повезло. Альбом “Wasting The Dawn”, вышедший в 1998 году, стал их триумфом. Готическая грусть пляс энергия рок-н-ролла. Горячая Финляндия встала на уши. The 69 Eyes провозгласили первооткрывателями стиля goth’n’roll. А дальше всё пошло как по маслу. Туры, новые альбомы, записанные в том числе и с именитыми продюсерами. Настораживает только одно – сможет ли группа удержаться на волне успеха, не уйдёт ли в очередной «творческий отпуск». А то ведь не каждый вечер встречаешь в кабаке Вилле Вало.