"Gothic"
Готика: мрачное обаяние стиля
Плаун vs Хентай
ХОЧЕШЬ, Я РАССКАЖУ ТЕБЕ СКАЗКУ?
Ну вот что. Об заклад бьюсь, что если ты пристанешь к кому-нибудь с вопросом, что же такое значит эта чертова готика, вразумительного ответа ты не получишь. Даже готическая тусовка, временами отвисающая на Чистых Прудах в Москве, в этом вопросе разбирается не так чтобы очень, постоянно сбиваясь на описание своих душевных переживаний и на то, что HIM – это очень круто.
Термин это размытый, а характеристики стиля никем еще не были точно определены. Историки культуры считают, что это определение – «готика» появилось еще в XVI и XVII веках, причем изначально оно использовалось, чуть ли не как ругательство: на дворе стояло Возрождение (ого, как стояло! - ред.), и все, что не относилось к нему напрямую (или попросту было не итальянским), презрительно называли готикой. Ясно, что при таком голимом подходе особенной точностью определения никто не затруднялся. Потом, правда, времена поменялись. Собственно итальянское искусство подувяло, и во время возрождения готики в восемнадцатом веке термин уже перестал носить уничижительный оттенок. Иногда его стали применять вообще в отношении всего средневекового европейского искусства. А в начале XIX века немалый (самый ранний, 10 -12 вв.) шмат европейской движухи средних веков стали называть романским, а готикой примерно считают искусство, созданное после романского и до ренессансного периода.
ГОТИКА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
Естественно, за те примерно двести лет, которые теперь называют в искусстве периодом готики, ею был оставлен в истории немаленький след.
Поскольку сама движа шла в основном в странах, где поляну держала католическая церковь, то влияние религии на этот пласт искусства был офигенно сильным. И поэтому готическое искусство так и осталось скорее религиозным, обращенным «ввысь», соотнесенным с вечностью, с высшими иррациональными силами. Ясно дело, и противоположные течения наличествовали – там, сатанизм, оккультизм и все такое, но это ведь оборотная сторона той же медали, ты понимаешь. А мышление готическое – такое, мутноватое, сплошные аллегории, мистика, запутывание смысла, многозначительность, символичность. Все это и присуще готической субкультуре наших дней, это тот стержень, на который накручивается все остальное.
Ну, а теперь – немного про все остальное, амиго.
ГОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Впервые термин «готика» в музыке был применен еще в конце 60-х по отношению к музыке таких клевых и мрачных банд, как KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR. Причем, самое прикольное, что на исполнителей вовсе не музыка готического времени влияла, а скорее само настроение того времени, и еще – сюжеты, всякие мертвецы, духи, вампиры и мистические явления. Но это были типа первые цветочки, а ягодки начали завязываться в Англии уже к концу 70-х годов, после того, как шоу-бизнес схавал бодренький в прошлом панк, и на смену ему пришел пост-панк. Пост-панкеры стали во-первых, играть более мелодично, а во-вторых, более мрачно. Параллельно развивался и глэм-рок с его пафосным звучанием и пышным (но тоже мрачноватым) внешним видом. Появились такие гранды, как Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division. Набрала силу и так называемая «Новая Волна» (new wave) – но в принципе, этот термин ничего конкретного не обозначает: это просто такое общее название печальных групп, объединенных пост-панковыми музыкальными устремлениями и романтически-мрачным имиджем. (Особо никто не разграничивает пост-панк и новую волну, хотя условное деление есть – первые группы типа гитарные больше, вторые – синтезаторные (синтез-поп, «новые романтики»)).
Мрачный, депрессивный и многозначительный пласт готик-рока был окончательно сформирован усилиями музыкантов и продюсеров к середине восьмидесятых.
Основными стилевыми признаками готик-рока тогда, и практически всех разновидностей готик-музыки сейчас, стали черные одежды исполнителей, всякие черные круги вокруг глаз (этим еще в семидесятые щеголяли все, кому не лень – от Cure до Alice Cooper :)), мрачные не очень вразумительные тексты, упадочническое настроение, тщательно культивируемая мизантропия и депрессивные настроения, околокладбищенская тематика.
Так что сегодня «готический» музыкальный пласт очень разнообразен: это могут быть и готик-металлические группы (брутальный блэк-метал, и различные скандинавские металлические течения, симфо-метал, doom и death-метал и все такое вплоть до индастриэла и нойза), и более классические роковые составы (The Sisters of Mercy, The Mission, Bauhaus). А так же электронные (даже попсовые) проекты (Cocteau Twins , This Mortal Coil, Depeche Mode, Dead Can Dance, Mylene Farmer или первый альбом «Энигмы»), ну, и конечно, абсолютно акустические коллективы, просто исполняющие средневековую музыку ТЕХ САМЫХ времен или пишущие свою в том же стиле (Backworld, Sagittarius).
MADE IN USSR
У нас - «Николай Коперник», если кто помнит, придерживался электронно-поп-готического стиля, еще была такая формация «Ночной Проспект». Это более электронное все. А из «живой» музыки - более или менее близкими к готике можно назвать… пост-панкера и «нового романтика» Цоя,(особенно позднего), местами «Алису» - их первый альбом, кстати, был почти полностью выдержан в стилистике «новой волны», а демонический имидж молодого Кинчева в ноль был слизан с американских новых панков конца семидесятых. А в широком плане самыми готическими группами в России были и есть сибирские панки с Егором Летовым во главе ;).
ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тебе уже ясно, амиго, какой должна быть готическая литература. Это мистика, таинственность, мрачный романтизм, извращенная чувственность. Это Мэри Шелли (автор «Франкенштейна»), Байрон, Бодлер, Гофман, Оскар Уайльд, Энн Рэдклифф, Теофиль Готье. Но это все – культовые авторы готик-культуры, определившие, типа, ее каноны. А далее уже везде – от Де-Сада и Мопассана до Говарда Лавкравфта и Роберта Блоха со Стивеном Кингом впридачу. Также у готов популярен экзистенциализм (Камю, Сартр), антиутопия (Оруэлл, Хаксли), философская мистика (По, Кафка, Мэйринк, Стокер). В общем-то, готическая субкультура, вследствие культивируемой в ней мизантропии, очень способствует в адептах развитию любви к чтению, что в других тягах встретишь не так часто - :-).
"Хулиган" №13; 2005
орфография сохранена, by Timhik
|