"Gothic"
«Готика» (музыкальная энциклопедия)
«Готика» (gothic) – обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих – вместе, разумеется, со своими носителями – так называемую «готическую субкультуру». Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления «готики») в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, «готический» («черный») роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе. В своем развитии «готика» прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию «готических» направлений 90-, диапазон которых простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой акустики.
Первые ростки «готики» появились на рубеже 70-80-х, когда среди многообразия субтечений британской «новой волны» (конкретнее, пост-панка) обозначилось одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин «готика» тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) - употреблялись понятия типа dark punk, dark wave и cold wave (сейчас, как уже говорилось, применяется термин «прото-готика»). Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся панки типа SIOUXSIE & THE BANSHEES, так и музыканты следующего поколения – BAUHAUS, TONES ON TAIL, JOY DIVISION, THE LORDS OF THE NEW CHURCH, SEX GANG CHILDREN, SPECIMEN, SOUTHERN DEATH CULT и др. Корни «готики» обнаруживаются также в некоторых альбомах THE CURE («Faith», «Pornography»). СHRISTAIN DEATH были одни из первых, кто попытался соединить «готику» с металлом. Гимном нарождавшегося движения стала композиция «Bela Lugosi's Dead» (первый сингл группы BAUHAUS), посвященная культовому венгерскому актеру Бэле Лугози, сыгравшему роль Дракулы.
Прото-готы выделялись среди остальных «волновиков» своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный грим, металлические украшения), и, главное, мироощущением. В их творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным синтезаторным и «преобразованным» гитарным тембрам, безжизненным механистичным ритмам, в «закодированности» песенных текстов, в общем упадническом духе их музыки. Стилевые особенности dark punk складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и «нового романтизма».
Как самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру, готик-рок сформировался на временном перекрестии «новой волны» и «альтернативы», ближе к середине 80-х. Культовыми фигурами готик-рока, наряду с высокочтимыми (до сих пор) прото-готами, стали SISTERS OF MERCY, THE MISSION, FIELDS OF THE NEPHILIM, экс-лидер BAUHAUS Питер Мёрфи и др. Их композиции несли настроение мрачного пафоса, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, тексты были насыщены мотивами псевдосуицидальной экзальтации, любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималисточной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью «бесчеловечных» синтезаторов и драм-машин.
Группой, совершившей прорыв в готик-роке и определившей дальнейшее развитие этого направления, стала австралийская DEAD CAN DANCE. Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива, первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой «Третьей музыки». Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дъявольской красотой) композиции DEAD CAN DANCE уводили в путешествие по бесконечным галереям посю- и потусторонних миров. Уникальный (темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих «готических» групп, сделавших акцент на женские голоса.
С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна «готики» (THE SHROUD, Rosetta Stone, LONDON AFTER MIDNIGHT, MEPHISTO WALZ, CORPUS DELICTI и т.д.). А с середины 90-х в «готике» начали прослеживаться новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal, dark folk, electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой – со стремлением «готики» войти в соприкосновение к пограничными субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности.
Сегодня «готика» внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка «классическому» готик-року (гитарно-синтезаторные составы, дополненные акустическими инструментами, как UMDRA ET IMAGO). Вторая – полностью акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как BACKWORLD, или к готике в ее собственно историческом понимании, иногда воссоздавая стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как ESTAMPIE, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как SOPOR AETERNUS c их dance macabre, и др.). Третья – техно-электронная (ее представители основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы эмбиента, хауса, техно, нью-эйдж, как UNQUIET VOID). Близка ей четвертая группа, соединяющая признаки «готики» и индастриала (DAS ICH, отчасти Мэрилин Мэнсон). Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего появился стиль готик-метал (CHRISTIAN DEATH, возникшие, как уже говорилось, в начале 80-х, PARADISE LOST, смодулировавшая в «готику» из дум-дэта, THE GATHERING, LACRIMOSA, MY DUING BRIDE, ARTROSIS, DREAMS OF SANITY, MOONLIGHT). «Готика» как особый тип содержания повлияла также на блэк-метал.
Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Эмоциональный диапазон «готики» также чрезвычайно широк - от легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее время - и славянских.
На данный момент «готика» представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и «готической» литературой, живописью, кино, следуют «готической» моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д.
Ключевые артисты и альбомы:
BAUHAUS «Bela Lugosi's Dead» (1979)
DEAD CAN DANCE «Spleen And Ideal» (1985)
SISTERS OF MERCY «Floodland» (1987)
PARADISE LOST «Draconian Times» (1995)
SOPOR AETERNUS «Dead Lovers' Sarabande, Face One» (1999)
|