The 69 Eyes

Общение


http://joinhim.narod.ru - The 69 Eyes

"Gothic"
«Готика» (музыкальная энциклопедия)

«Готика» (gothic) – обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих – вместе, разумеется, со своими носителями – так называемую «готическую субкультуру». Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления «готики») в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, «готический» («черный») роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе. В своем развитии «готика» прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию «готических» направлений 90-, диапазон которых простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой акустики.

Первые ростки «готики» появились на рубеже 70-80-х, когда среди многообразия субтечений британской «новой волны» (конкретнее, пост-панка) обозначилось одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин «готика» тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) - употреблялись понятия типа dark punk, dark wave и cold wave (сейчас, как уже говорилось, применяется термин «прото-готика»). Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся панки типа SIOUXSIE & THE BANSHEES, так и музыканты следующего поколения – BAUHAUS, TONES ON TAIL, JOY DIVISION, THE LORDS OF THE NEW CHURCH, SEX GANG CHILDREN, SPECIMEN, SOUTHERN DEATH CULT и др. Корни «готики» обнаруживаются также в некоторых альбомах THE CURE («Faith», «Pornography»). СHRISTAIN DEATH были одни из первых, кто попытался соединить «готику» с металлом. Гимном нарождавшегося движения стала композиция «Bela Lugosi's Dead» (первый сингл группы BAUHAUS), посвященная культовому венгерскому актеру Бэле Лугози, сыгравшему роль Дракулы.

Прото-готы выделялись среди остальных «волновиков» своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный грим, металлические украшения), и, главное, мироощущением. В их творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным синтезаторным и «преобразованным» гитарным тембрам, безжизненным механистичным ритмам, в «закодированности» песенных текстов, в общем упадническом духе их музыки. Стилевые особенности dark punk складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и «нового романтизма».
Как самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру, готик-рок сформировался на временном перекрестии «новой волны» и «альтернативы», ближе к середине 80-х. Культовыми фигурами готик-рока, наряду с высокочтимыми (до сих пор) прото-готами, стали SISTERS OF MERCY, THE MISSION, FIELDS OF THE NEPHILIM, экс-лидер BAUHAUS Питер Мёрфи и др. Их композиции несли настроение мрачного пафоса, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, тексты были насыщены мотивами псевдосуицидальной экзальтации, любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималисточной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью «бесчеловечных» синтезаторов и драм-машин.

Группой, совершившей прорыв в готик-роке и определившей дальнейшее развитие этого направления, стала австралийская DEAD CAN DANCE. Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива, первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой «Третьей музыки». Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дъявольской красотой) композиции DEAD CAN DANCE уводили в путешествие по бесконечным галереям посю- и потусторонних миров. Уникальный (темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих «готических» групп, сделавших акцент на женские голоса.

С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна «готики» (THE SHROUD, Rosetta Stone, LONDON AFTER MIDNIGHT, MEPHISTO WALZ, CORPUS DELICTI и т.д.). А с середины 90-х в «готике» начали прослеживаться новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal, dark folk, electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой – со стремлением «готики» войти в соприкосновение к пограничными субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности.

Сегодня «готика» внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка «классическому» готик-року (гитарно-синтезаторные составы, дополненные акустическими инструментами, как UMDRA ET IMAGO). Вторая – полностью акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как BACKWORLD, или к готике в ее собственно историческом понимании, иногда воссоздавая стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как ESTAMPIE, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как SOPOR AETERNUS c их dance macabre, и др.). Третья – техно-электронная (ее представители основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы эмбиента, хауса, техно, нью-эйдж, как UNQUIET VOID). Близка ей четвертая группа, соединяющая признаки «готики» и индастриала (DAS ICH, отчасти Мэрилин Мэнсон). Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего появился стиль готик-метал (CHRISTIAN DEATH, возникшие, как уже говорилось, в начале 80-х, PARADISE LOST, смодулировавшая в «готику» из дум-дэта, THE GATHERING, LACRIMOSA, MY DUING BRIDE, ARTROSIS, DREAMS OF SANITY, MOONLIGHT). «Готика» как особый тип содержания повлияла также на блэк-метал.

Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Эмоциональный диапазон «готики» также чрезвычайно широк - от легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее время - и славянских.

На данный момент «готика» представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и «готической» литературой, живописью, кино, следуют «готической» моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д.

Ключевые артисты и альбомы:

BAUHAUS «Bela Lugosi's Dead» (1979)
DEAD CAN DANCE «Spleen And Ideal» (1985)
SISTERS OF MERCY «Floodland» (1987)
PARADISE LOST «Draconian Times» (1995)
SOPOR AETERNUS «Dead Lovers' Sarabande, Face One» (1999)



joinhim.narod.ru © 2005. All rights reserved. Powered by Timhik.
Hosted by uCoz
Найти:
‡ Gothic ‡

Опросы